Лидерство и инновации в бизнесе

Новые идеи возможно воплотить в реальные продукты исключительно при условии конструктивного взаимодействия внутри коллектива. Про это говорит Патрик Ленсиони, известный консультант в сфере подготовки управленческих команд, автор нескольких бестселлеров, в частности, «Сердце компании» и «Пять пороков команды» (The Five Dysfunctions of a Team).

Наверное, мысли об инновациях не дают вам покоя. Что ж, неудивительно. Ведь сегодня ваш рост с почти 100-процентной вероятностью зависит от вашей способности создавать новые продукты, сервисы и тому подобное. И это не зависит от того, в какой отрасли вы работаете.

Хотя есть определенная ирония в том, что компании, которые первыми прорываются на новые территории, одновременно очень сильно привязаны к чему-то старому, как мир, а именно — к лидерству. Конечно, нет никакого смысла говорить о преимуществах, которые давно уже всем понятны. Петь хвалу лидерству — все равно что славить материнство или свежий пирог с яблоками. Однако, когда речь идет о лидерстве в контексте инновационного процесса, стоит обратить внимание на три вещи, которые отделяют успех от провала.

Первое — это доверие, почвой для которого является ваша уязвимость. Готовность лидера признать свою вину, просчеты и недостатки — это невероятно мощный фактор формирования доверия, который нельзя компенсировать ничем другим. В конце концов, люди не могут верить лидеру, который упорно скрывает правду, представляя себя как человека без недостатков. Если же истина отступает, а верх берут гордыня и политика, для доверия не остается места. В свою очередь, работники, так же, как и их руководитель, будут пытаться скрывать свои слабые стороны и, соответственно, не доверять друг другу.

Но какое все это имеет отношение к инновации? Дело в том, что без доверия не может возникнуть конфликт, который, по сути, является важнейшей составляющей инновационного процесса. Речь идет не о сплетнях недовольных за кофе или об обсуждении шепотом, что шеф сказал не так, а про страстные споры между людьми, которые в творческом порыве бьются над разработкой новой прикладной программы, свежей идеей для маркетинговой кампании, совершенным способом добычи нефти или чем-то другим. Фактом является то, что если люди не смогут открыто выражать несогласие — как со своим руководителем, так и с коллегами — прорыва никогда не будет. Высокоэффективные лидеры не просто позволяют конфликту набирать обороты, они активно затягивают в зону его действия даже тех, кто и вовсе старается избегать коллизий.

Возьмем Intel. «Старожилы» компании знают, что корни ее успеха не только в инженерном таланте высшей пробы, но и в культуре «нефильтрованного» конфликта. Энди Гроув неумолимо требовал представлять все новые и новые идеи на обсуждение, а затем их отвергал, иногда с почти грубой прямолинейностью. По сути он отказался от обременительно-длительных процедур и вечных колебаний, заменив это быстротекущей болезненностью неприятных разговоров.

Доверие является основой конструктивного конфликта, который порождает третью стержневую составляющую инновации — преданность. Проявление творчества может стать важной отправной точкой, но одной идеи недостаточно. Осуществление планов возможно только в культуре, где работники без каких-либо колебаний сплачиваются вокруг идеи и проявляют готовность отдать все силы ее реализации. Энди Гроув требовал от подчиненных не только активно участвовать в дискуссиях, но и полной преданности воплощению решений, которые были приняты. Его известное выражение «спорить и обязаться» передает всю суть дела: несостоятельность получить выгоды от идеи определяется не столько ее качеством, сколько нерешительностью и колебаниями, которые возникают вокруг нее.

Таким образом, если вы хотите добиться успеха в области инновационной деятельности, примите как данность: ваш главный приоритет — это отнюдь не генерирование новых замыслов. Самое важное — это сформировать доверие, спровоцировать продуктивный конфликт и добиться, чтобы люди были готовы бескомпромиссно посвятить себя делу. Так или иначе, но наверняка у вашей компании есть очень много интересных идей; ваше же дело — создать условия, при которых лучшие из них были бы озвучены, воплощены в продукты и выведены на рынок.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Полностью согласен с утверждением, что сильный лидер обязан выстраивать отношения основанные на доверии. Только стоит очень аккуратно подходить к формированию круга людей, с которыми можно выстраивать доверительные отношения. Только на фундаменте взаимной уверенности в надежности людей, можно выстроить успешное дело.

  2. Поистине бесконечно глубокая тема — становление личности в коллективе и именно создание созидательной конкурентной идейной борьбы направленной на созидание дела, интересная и полезная статья именно с психологическим подтекстом, что весьма верно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Докажите что вы не робот, введите верное значение: *