Обратная связь наоборот — как инструмент развития бизнеса

0 1813
Обратная связь наоборот

То, что умение оказывать обратную связь — одна из основ управленческой эффективности, уже почти аксиома. Но, как пишет Маршалл Голдсмит, один из ведущих мировых специалистов в области лидерства и менеджмента, есть немало случаев, когда вместо обратной связи целесообразнее использовать связь, направленную в противоположном направлении, или связь на опережение. Этот подход настраивает человека на позитив и не заставляет его краснеть за свои прошлые просчеты.

Вот 10 причин, почему связь на опережение может стать очень эффективным инструментом развития менеджмента и персонала.

1. Мы не можем изменить прошлое, но вполне в наших силах повлиять на будущее. Связь на опережение помогает людям фокусироваться не на уже сделанных ошибках, а на положительных будущих результатах. Предоставляя коллегам и подчиненным идеи относительно того, как они могут повысить свою эффективность, мы увеличиваем вероятность достижения ими успеха.

2. Целесообразнее не критиковать людей, а помочь им научиться действовать правильно. Очень часто обратная связь, которую оказывает руководитель подчиненному, имеет негативную окраску, фактически превращаясь в монолог под названием «я же докажу, что вы наделали ошибок». Зато связь на опережение направляется не на проблемы, а на поиск их решений.

3. Связь на опережение лучше подходит для успешных людей. Мне не раз приходилось наблюдать, как успешные руководители охотно воспринимают подсказки, помогающие им достигать своих целей. При этом они, в основном, очень плохо реагируют на критику.

4. Связь на опережение может оказывать любой осведомленный в определенной сфере деятельности. Часто приходится наблюдать за тем, как люди сами удивляются тому, как многому можно научиться от индивидов, с которыми они даже не знакомы.

5. Связь на опережение не воспринимается как критика. Теоретически конструктивная обратная связь должна фокусироваться не на индивиде, а на его деятельности. Однако, как бы хорошо не предоставлялась такая информация, почти всегда человек воспринимает ее как личную критику. В свою очередь, связь на опережение практически не может использоваться как средство выражения замечаний к индивиду. Ведь невозможно критиковать то, что еще не произошло.

6. Обратная связь укрепляет негативные стереотипы. Как утверждают психологи, ожидания часто воплощаются в реальность, заставляя человека действовать в соответствии с тем, как его воспринимает окружение. В основе обратной связи может быть месседж: «Ничего не поделаешь — такой вы уже есть»; соответственно, это отношение укреплять поведенческую линию, которая уже привела человека к провалу. Зато в основе связи на опережение лежит предположение о том, что адресат рекомендаций может достичь положительных изменений в будущем. Следовательно, такие ожидания будут задавать тон в поведении человека, изменяя его к лучшему.

7. Согласитесь, большинство из нас не любит предоставлять и не получать обратную связь. Ознакомившись с выводами оценки «360 градусов», которая проводилось в компаниях разных стран, эксперты убедились, что почти всегда такие характеристики руководителя, как «своевременно предоставление обратной связи с целью совершенствования подчиненного» и «поощрение предоставления конструктивной критики» коррелирует с низким уровнем удовлетворенности работников своим боссом. Что ж, руководителям еще далеко до совершенства в предоставлении обратной связи и вряд ли в ближайшем будущем такая ситуация будет меняться в позитивном направлении.

8. Как правило, по сравнению с обратной связью предоставлять связь на опережение быстрее и проще. Есть эффективный способ предоставления рекомендаций. Вы говорите людям: «Вот четыре идеи, которыми вы можете воспользоваться в будущем; пожалуйста, рассмотрите их без предубеждения и откиньте те, которые, как вы считаете, не имеют никакого смысла». Таким образом вы почти не тратите времени ни на оценку качества идей, ни на проверку их ошибочности.

9. Связь на опережение можно смело применять на любом уровне. Хорошо это или плохо, но обратная связь почти всегда ассоциируется с оценочным суждением. Поэтому, несмотря на все разговоры о «честной и открытой критике», человек, который выражает замечания в адрес высших руководителей, рискует своей карьерой. Зато связь на опережение не несет в себе критики — поэтому ее можно свободно выражать любому, без оглядки на должность, которую занимает индивид.

10. Люди слушают связь на опережение внимательнее. Один из участников сессии, посвященной технике использования этого инструмента, отметил: «Кажется, еще никогда я так внимательно не выслушивал других». А на вопрос «почему так?» Он ответил: «Конечно, когда говорят другие, я не очень внимательно это слушаю, потому что готовлю ответ, который дал бы мне возможность выглядеть как можно умнее. Когда же речь идет о связи на опережение, единственное, что я могу сказать, это «спасибо!»; следовательно, мне не нужно беспокоиться про «умный» ответ и я могу в полной мере сконцентрироваться на том, что говорит собеседник».

Высокое качество коммуникаций между отдельными индивидами, структурными подразделениями и членами иерархической лестницы является тем клеем, который скрепляет организацию в одно целое. Используя связь на опережение и поощряя других к использованию этого инструмента, руководители могут кардинально улучшить качество общения в компании: обеспечить то, что будут распространяться правильные послания, а также, что каждый будет воспринимать их содержание. В результате сформируется динамичная, открытая среда, в которой персонал будет концентрироваться не на уже сделанных ошибках, а на будущих возможностях. Попробуйте, и вы убедитесь в этом на собственном опыте!

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить Комментарий

Войти с помощью: 

Докажите что вы не робот, введите верное значение: *

Получайте Лучшие Практические Советы по Личностному Развитию, Введите свой email: